Почти месяц в швейцарской школе, и я не успеваю записывать то, что меня поражает. Поделюсь этим. Пусть самые-самые продвинутые мамы, папы и учителя заберут лучшее в свои дома, школы и курсы.
— 1 —
Уроки идут блоками по полтора часа. Между ними двадцать минут отдых, во время которого дети всегда на улице. Да, мне всё понятно про разницу в погоде, но здесь так построена школа, что дети выходят из класса на воздух под навес. Такая терраса у каждого класса. (Ну а вдруг вы будете строить свою школу). Им даже не надо переобуваться. В любой дождь и ветер они там.
В хорошую погоду все (и учителя, клянусь!) играют в футбол, баскетбол, пинг-понг и всякие вышибалы. Ребёнка, который НЕ бегает, скорее всего отведут к врачу. Моих водили каждый день первые две недели. А они просто не в курсе, что в школе можно бегать.
— 2 —
С 11:30 до 13:30 обеденный перерыв. Можно остаться в школе, можно вернуться домой. Меня этот перерыв немного бесит, но из-за него дети вообще не устают. Вообще. Алёна вчера спросила: «А долго мы ещё так отдыхать будем?». С утра учатся с 8:15, вечером до 16:00. В среду короткий день до 11:30.
— 3 —
Чтобы дети не боялись формулировать свои мысли в письменном виде (сказали на собрании, что это катастрофически исчезающий навык сегодня), в школе есть почта «учитель — ученик». У каждого ребёнка свой почтовый ящичек, туда кладёшь записочку, учитель обязательно отвечает лично тебе. Пользуется невероятным успехом — с утра все бегут забирать свои «письма».
— 4 —
Словарные диктанты пишут под картинкой. То есть под картинкой, обозначающей какое-то слово, нужно написать правильно само это слово. А не под диктовку, ёлки. Считаю, что вот это из серии «всё гениальное просто». Ребёнок запоминает, как пишется слово, визуально сопоставляя его с картинкой. Это работает нереально.
— 5 —
Когда делают какой-то доклад, всегда включают музыку. Я не очень понимаю пока, как это работает, но на «сделать доклад» всегда очередь из-за того, что дети сами выбирают для него музыку. В докладе, кстати, приветствуется костюм и реквизиты. Такой мини-спектакль.
Никаких презентаций в Power Point нет. Считается, что ребёнок в начальной школе не может сделать презентацию самостоятельно.
— 6 —
На математике КАК решать примеры не объясняют. То есть ребёнок, на основе имеющихся у него уже знаний, должен придумать, как легче решить, допустим, 48 + 53, выйти и объяснить. Правильного способа нет, все решают так, как им удобно. Своим способом.
Из-за этого, допустим, когда выяснилось, что класс уже знает дроби, а Олеся ещё не в курсе, все дети бросились объяснять ей по-разному, используя яблоки, кубики и пластилин. Учительница самоустранилась, а через два дня просто спросила её, всё ли понятно. Олеся говорит: «Мне ещё никогда ни одна тема не была НАСТОЛЬКО понятна».
— 7 —
Многое трогают руками. Весь окружающий мир — это вообще про «потрогать и попробовать».
Дегустировали тут пшеницу, рожь и овёс. Потом ездили на мельницу это всё молоть. Теперь им обещают, что пекарь испечёт из их муки булочки и притащит это всё в школу.
На географии изучают местный регион буквально так: «Вот здесь у нас такая-то речка, пойдёмте смотреть. Видите, тут почва такая-то, а тут такая-то. Здесь на горе, смотрите, такая растительность, а вот на той горе — поедем завтра — другая растительность».
На предмет, который про «сделать руками» (attivita creativa), — часов столько же, сколько и на физкультуру. И это два лидера по количеству часов в неделю.
— 8 —
Считают, что ошибки — путь к успеху. У Алёны в классе (3 класс) сделали даже такую фею ошибок (очень красивая симпатичная куколка). Сами, руками. Фея эта голосом, понятно, учительницы объясняет им, что ошибаться хорошо и можно, переживать тут вообще нечего, потому что ты: а) мыслишь креативно; б) не боишься пробовать.
У Олеси (5 класс) учительница рассказывает каждый день новый пример из науки, когда ошибка привела к открытию.
— 9 —
Справка от врача нужна, если только пропускаешь больше двух недель! Правда, это единственный случай, когда надо все задания делать дома. Ну, ладно уж. Так и быть.
— 10 —
Школа начальная. Муниципальная, абсолютно бесплатная. На мой московский взгляд, темп довольно медленный, но тем не менее программы в целом совпадают, а у Олеси класс даже чуть ушёл вперёд в сравнении с российским. Не понимаю, как это у них получается с таким «отдыхательным» подходом. Но поглядим.
Автор: Ирина Плыткевич